В итоге мы неизбежно приходим к единственному выводу: система Наркомата танковой промышленности СССР продемонстрировала в годы Великой Отечественной войны более высокий уровень технологий и организации производства, нежели считающееся непревзойденным машиностроение Германии.1 Отечественные отраслевые руководители, ученые и инженеры лучше использовали имевшиеся в их распоряжении скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
Становление завода пришлось на годы Великой Отечественной войны. Главным вкладом тагильских металлургов в победу стала броневая сталь для танков, в которую был одет каждый третий советский танк военного времени. В годы войны на заводе им. Куйбышева наладили выпуск гранат и стабилизаторов для “Катюш”. Даже юные тагильчане помогали фронту как могли — так, воспитанники детского дома шили кожухи для гранат. Взрослое население помогало по-своему — перевыполняли норму труда во много раз, осваивали новые технологии в металлургии.
В 1942 году предприятия города в два-три раза увеличили выпуск продукции. А уже в 1943 году нижнетагильские заводы стали выпускать еще больше продукции. Так, химический завод увеличил объем производства в 26 раз по сравнению с 1940 годом, а также освоил выпуск 50 новых видов продукции. На заводе пластмасс было налажено производство бесфенольного креолина, и уже во втором полугодии 1943 г. его было отгружено более 700 тонн для нужд сельского хозяйства.
Необходимо было увеличивать производство. Строились цехи, мощные прокатные станы, турбогенераторы. На огнеупорном заводе было закончено строительство двух гофманских и двух периодических печей. На коксохимическом заводе рабочие сдали в эксплуатацию коксовую батарею, цехи кристаллического нафталина и пиридиновых оснований. На Высокогорском руднике строители воздвигли крупнейший агломерационный комбинат. Рабочие и инженеры треста “Тагилстрой” уже к концу марта 1944 года завершили строительство новой доменной печи. На предприятиях города был организован контроль за изготовлением заказов для домны. 27 апреля 1944 г. новая доменная печь выдала первую плавку.
За годы войны Нижний Тагил дал более 4 млн тонн чугуна, более 900 тыс тонн стали и более 500 тыс тонн проката.
УРАЛВАГОНЗАВОД — ТАНКИ ДЛЯ ПОБЕДЫ
В сентябре 1941 года Уралвагонзавод был перепрофилирован в связи с войной — предприятие перестало выпускать вагоны. Месяцем позже на завод прибыло оборудование для создания танкового производства. Уже в декабре были собраны и отправлены на фронт 25 первых, ставших легендарными, танков Т-34. Конструкторы постоянно вносили изменения этот танк. Обновлялись, становились надежнее в бою и проще в изготовлении все без исключения узлы танка. К концу 1943 года трудоемкость снизилась на 44,8 процента. Это было выдающееся достижение конструкторов и технологов Уральского танкового завода.
Рост производства стал возможен по нескольким причинам: автосварка бронекорпусов и переход на литые башни, а также ряд других новшеств.
За время войны УТЗ выпустил 25 266 танков Т-34. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. На заводе было выпущено 63 тысячи артиллерийских передков, сотни тысяч авиабомб, снарядов и направляющих для самоходных ракетных зенитных установок («Катюш»). Для двух авиационных заводов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, УТЗ поставил около четырех тысяч бронекорпусов самолетов ИЛ-2. Каждый девятый легендарный штурмовик имел бронекорпус УТЗ.
Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145.
В период войны на Уралвагонзаводе создали 144 поточные линии, модернизировали 300 станков, из года в год увеличивали производство.
ВОЙНА И МИР: ЖИЗНЬ В ТЫЛУ
Перед войной жилой фонд Уралвагонзавода составлял 208 тысяч квадратных метров. Невозможно было расселить на этой площади тысячи эвакуированных семей. Военной нормой стали три квадратных метра на человека. Уплотнялись, принимая харьковчан, москвичей, ленинградцев, киевлян, жители не только Вагонки, но и всего города. Однако жилья не хватало. За четыре месяца в рабочем поселке построили 106 бараков, 177 землянок. У эвакуированных не было самого необходимого, и на заводе делали для них кровати, столы, табуретки, ведра, чайники, кружки, ложки.
Одной из главных проблем города в то время было продовольствие. Сельское хозяйство Урала работало в основном для фронта, поэтому решать вопрос пропитания люди должны были сами. В 1942 в горкоме был организован отдел сельского хозяйства. Промышленные предприятия, строительные организации завели подсобные хозяйства. Жители города стали выращивать овощи, наиболее активно — картофель. Выращивать другие овощи получалось хуже — сказывались климат, недостаток опыта, отсутствие условий.
Недостаток еды, сна, отдыха и переизбыток работы были основными спутниками тагильчан в годы Великой Отечественной войны.
-
1 ноября 1941 года завод №183 располагал 6324 производственными и 5813 вспомогательными рабочими Уралвагонзавода. Из них 2500 — завода №183, 550 — Мариупольского завода им. Ильича, 150 — завода № 184 «Коммунар» (г. Мариуполь) и 12 квалифицированными рабочими завода «Красный Профинтерн» (г. Мариуполь).
-
И все же это число едва обеспечивало 60% по-требности в рабочих завода. К 20 ноября 1941 года на заводе имелось около 11000 рабочих различной квалификации. Условия, вызванные войной и вынужденной эвакуацией большого количества промышленных предприятий на Урал, создали множество трудностей при развертывании производства танков на новой производственной площади.
-
Почти все смежники, ранее снабжавшие завод № 183 приборами, резиной, электрооборудованием и т.п. прекратили поставки п связи с эвакуацией. На эти трудности налагались проблемы, вызванные необходимостью скорейшей перестройки Уралвагонзавода (УВЗ) па выпуск танков и потребовавшие исключительно большой работы всех звеньев завода.
-
В интересах быстрого решения этой сложной и ответственной задачи конструкторский отдел завода № 183 с первых же дней своего пребывания в Нижнем Тагиле перестроил работу конструкторов и все свое внимание направил только па пересмотр конструкции деталей танка Т-34 с тем, чтобы они отвечали производственным возможностям, имеющимся на УВЗ.
-
В конце ноября — начале декабря 1941 года в условиях суровой уральской зимы коллективу завода № 183 пришлось одновременно осуществлять планировку будущих цехов, монтировать оборудование, запускать производство и выпускать первые уральские танки Т-34.
-
О том, как осуществлялась эта работа можно судить из сводки по Уралвагонзаводу, составленной старшим представителем ВП (военной приемки) завода № 183 Козыревым и отправленной 20 декабря 1941 г. начальнику БТУ ГАБТУ КА Коробкову: «Согласно график(у) заводоуправления в декабре должно быть выпущено 170 танков. На 20.12.1941 г. — 65 танков. В действительности имеется принятых пробегом 11 танков. Окончательно принятых для отправки нет. Невыполнение программы — из-за механических цехов, вместо 963 станков установлено 717, в эксплуатации — лишь 435.
-
В январе 1942 (г.) завод может выпускать 120 — 150 танков при условии нормальной работы термических цехов бывшего Мариупольского завода. Из-за отсутствия радиостанций будут выпускаться только линейные танки.
Мощанский И. Танки Т-34-76, Т-34-57 в боях за Москву.